Монография В.Н. Мошкина 2002 г.

   

Предлагаем для ознакомления монографию В.Н. Мошкина «Воспитание культуры безопасности школьников» (2002 г. издания).

Внимание!

В тексте книги, опубликованном в настоящем разделе нашего сайта, по техническим причинам могут быть неточности и пропущенные фрагменты. Полный, удобный для использования текст монографии можно "скачать" на дружественном сайте "Безопасность и здоровье" (стр.  http://risk-net.ru/safety/monograph.php). На этом сайте книга представлена в исполняемом файле (2,09 МБ) программы SunRav BookEditor, которая для просмотра не требует специального программного обеспечения.

 

 

 

Министерство образования Российской Федерации

Барнаульский государственный педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

В.Н. Мошкин

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ

БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Монография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2002

Рекомендовано к   изданию Ученым советом БГПУ (протокол № 4 от 23.12.02.)

ББК   74.200.5

 

УДК 373.1.02

     М 873

 

Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 318 с.

 

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор БГПУ Л.С. Колмогорова

доктор педагогических наук, профессор   АГИИК С.Б. Брижатова

 

 

В монографии раскрываются сущность, структура, закономерности, цели, содержание, средства воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе. На основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновываются педагогические условия и критерии диагностики готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Книга адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов, учителям школ, руководителям учебных заведений. Отзывы, пожелания и замечания направлять по адресу: 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55, каб. 445, Мошкину Владимиру Николаевичу.

 

 

 

 

ISBN 5-88210-229-4

 

 

 

 

 

 

© В.Н. Мошкин, 2002

Введение

Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, ЖИЗНИ и ЗДОРОВЬЯ человека, свободного развития личности. Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности учителя: он должен быть готов к сохранению жизни и здоровья школьников. Вместе с тем, создание внешних (по отношению к школьникам) условий должно сочетаться с формированием внутренней готовности школьников к безопасной жизнедеятельности, т.е. с воспитанием культуры безопасности. В Закон РФ «Об образовании» включено также положение о том, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной КУЛЬТУРЫ, интеграцию личности в национальную и мировую КУЛЬТУРУ. Поскольку составной частью культуры (общей и профессиональной, национальной и мировой) является культура безопасности, данное требование к содержанию образования также свидетельствует об актуальности воспитания культуры безопасности школьников.

Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989 г.) в ст. 6 зафиксировала положение о том, что государства-участники (в том числе и Россия, признающая Конвенцию) обеспечивают в максимально возможной степени ВЫЖИВАНИЕ и ЗДОРОВОЕ развитие ребенка. Однако выживание и здоровье ребенка возможны лишь при условии сформированности у него культуры безопасности. Эффективное же воспитание культуры безопасности возможно лишь при организации соответствующего учебно-воспитательного процесса, предполагающего целенаправленную подготовку школьников к профилактике и преодолению воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности

В соответствии со ст. 19 Конвенции государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ меры с целью ЗАЩИТЫ РЕБЕНКА от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление. Как видим, в данном положении Конвенции прямо указывается на обязательство государств предпринимать все необходимые просветительные меры для подготовки детей к безопасной жизнедеятельности. Другими словами, государства (в том числе и Россия) обязались средствами системы образования осуществлять воспитание культуры безопасности подрастающего поколения. Об актуальности задачи воспитания культуры безопасности свидетельствует и содержание ст. 29 Конвенции, в которой государства обязались принимать все необходимые меры, включая меры в области образования, для защиты детей от незаконного употребления наркотических и психотропных веществ. В соответствии со ст. 29 Конвенции государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и физических способностей ребенка в их самом ПОЛНОМ объеме. Полнота развития способностей ребенка должна проявляться в его способности к безопасной жизнедеятельности, что также свидетельствует об актуальности воспитания культуры безопасности школьников.

Итак, существует правовая база воспитания культуры безопасности школьников. Кроме того, имеются объективные предпосылки формирования у школьников готовности к безопасной жизнедеятельности. Современный этап развития общества характеризуется кризисными тенденциями с опасностями глобального масштаба. По данным специалистов в области безопасности человека и общества, если человечество не изменит характера своей жизнедеятельности, то необратимые изменения окружающей среды уже при жизни нынешней молодежи приведут к социальной и экологической катастрофе. В соответствии с потребностями общества в подготовке человека к безопасной жизнедеятельности в педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств воспитания культуры безопасности. В общеобразовательных учебных заведениях, в средних и высших профессиональных учебных заведениях внедряются курсы «Валеология», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). В процессе обучения на уроках физической культуры, биологии, географии, физики, химии и других учебных предметов достигаются определенные результаты. Однако эффективность воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе остается недостаточно высокой. Усвоение знаний осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне, низок развивающий эффект учебного процесса, знания нередко носят отвлеченно-абстрактный характер и мало способствуют осмыслению школьниками реальных проблем безопасности. Еще в меньшей степени учебный процесс способствует формированию практического опыта безопасного поведения. Типичным является положение, когда при наличии знаний и даже определенных навыков безопасного поведения школьники и взрослые люди нарушают элементарные правила безопасности, гибнут от травм, получают увечья, становятся инвалидами. Одна из причин такого положения состоит в том, что в практике обучения усвоение знаний и умений не всегда приводит к формированию убеждений, мотивов к безопасному поведению, мировоззренческой и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности. В школьном обучении в соответствии с существующей моделью учебно-воспитательного процесса, реализованной в виде учебных планов, программ, учебников для школьников, методических пособий для учителей, осуществляется знаниево-ориентированный подход. Данный подход явно преобладает в процессе обучения школьников безопасной жизнедеятельности. Ограничивая содержание обучения знаниями и умениями, авторы учебных программ, учебников, методических пособий, учителя, организующие соответствующий учебно-воспитательный процесс, направляют процесс обучения в узкое русло знакомства с разнообразными вредными и опасными факторами жизнедеятельности. Усвоение фактических и теоретических знаний об источниках опасности и средствах безопасности при недостаточности внутрипредметных и межпредметных связей оказывается малоэффективным в процессе подготовки школьников к реальным жизненным проблемам. К причинам сложившегося положения в подготовке школьников к безопасной жизнедеятельности относятся следующие противоречия:

·                     Несоответствие целей воспитания и обучения безопасной жизнедеятельности характеру реальных факторов риска в современном обществе.

·                     Преобладание в содержании воспитания и обучения знаний о безопасности при недостаточности в нем нравственных и мировоззренческих идей, ценностей.

·                     Репродуктивный характер деятельности школьников препятствует эффективной подготовке к опасным и экстремальным ситуациям, успешное преодоление которых требует творческих, неординарных решений.

·                     Отсутствие научно обоснованных критериев диагностики культуры безопасности является одной из причин преобладания репродуктивного контроля знаний в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Имеющиеся противоречия в теории и практике воспитания культуры безопасности ведут к ограниченности арсенала средств воспитания, используемых в педагогическом процессе. В дальнейшем совершенствовании нуждаются учебные программы, учебники, учебно-методические пособия. В новых теоретических ориентирах нуждаются авторы учебных и методических пособий (прежде всего разработчики пособий по ОБЖ, валеологии и экологии), практические работники: воспитатели дошкольных учреждений, учителя школ, преподаватели вузов.

Понятие «безопасность» применяется в обыденном познании, научных исследованиях, искусстве, спорте, идеологии, мифологии, религии. Для его обозначения используются различные слова и термины: «выживание», «самоспасение», «защищенность», «самозащита», «риск» и т.д. При его использовании речь идет о безопасности отдельного человека, его души, группы людей, общества, природы и т.д. Различные авторы вкладывают в понятие «безопасность» разный (иногда прямо противоположный) смысл. Кто-то занят проблемой безопасности конкретных людей, кто-то ищет пути гармонизации путей выживания отдельного человека в единстве с окружающим миром, а кое-кто пытается осуществить способы выживания отдельных групп населения за счет уничтожения других людей. И во всех этих случаях речь идет о безопасности человека и общества. Учитывая наличие огромного количества аспектов, граней проблемы безопасности человека и общества, обозначим круг исходных для нашего исследования материалов и подходов. В нашем исследовании мы в основном опираемся на эмпирические и теоретические материалы, накопленные в культурологии, психологии, педагогике (теории и практике воспитания), методике обучения основам безопасности жизнедеятельности, теории и методике воспитания культуры здоровья, теории и методике экологического воспитания и обучения.

В настоящее время в психологии (Л.С. Колмогорова, В.И. Лебедев, Р.М. Грановская, Р.М. Никольская и др.), теории воспитания и обучения (Т. Назарова, В. Шаповаленко и др.), методике обучения основам безопасности жизнедеятельности (В. Сапронов, Э. Антюхин, М. Сулла, А. Смирнов и др.), теории и методике экологического обучения и воспитания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.), теории и методике воспитания культуры здоровья (Г.А. Калачев, В.Н. Ирхин, Н.П. Абаскалова, Г.К. Зайцев и др.) имеются определенные достижения, которые служат базой исследования проблемы воспитания культуры безопасности. Названные направления исследований создают эмпирические (прежде всего работы по методике обучения курсу ОБЖ) и теоретические (в большей степени работы психологов) предпосылки для изучения процесса воспитания культуры безопасности школьников. Психологические концепции целесообразно использовать для выявления психолого-педагогических механизмов воспитания культуры безопасности. На основе методических фактов и обобщений возможно теоретическое осмысление педагогических закономерностей воспитания культуры безопасности.

При наличии определенных достижений в психологии, методике преподавания ОБЖ, педагогической валеологии, теории и методике экологического воспитания, дидактике и теории воспитания, раскрывающих отдельные аспекты подготовки человека к трудным и опасным условиям жизнедеятельности, в педагогике к наименее исследованным относится процесс воспитания культуры безопасности, который не стал предметом специального исследования. До настоящего времени не определены сущность, структура и закономерности воспитания культуры безопасности, не обоснованы цели, содержание, средства, критерии оценки и педагогические условия воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе.

В исследовании поставлена цель – разработать технологию воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе. Как отмечает Г.К. Селевко, педагогическая технология включает: концептуальную основу, содержательную часть обучения и процессуальную часть. В содержательную часть входят цели обучения и содержание учебного материала, в процессуальную часть – методы и формы деятельности учителя и школьников, диагностика учебного процесса (Селевко Г.К., 1998). Соответственно нами поставлены задачи:

1.        Определить место культуры безопасности в содержании школьного образования.

2.        Выявить сущность, структуру и закономерности воспитания культуры безопасности школьников.

3.        Обосновать цели, содержание, средства и педагогические условия воспитания культуры безопасности в учебном процессе.

4.        Разработать критерии диагностики и проанализировать особенности культуры безопасности младших школьников, подростков и старшеклассников.

 

Решение названных задач потребовало проведения теоретического исследования и организации формирующего эксперимента в общеобразовательных школах Алтайского края. В ходе эксперимента на основе теоретической модели были разработаны учебные и методические пособия для организации воспитания культуры безопасности школьников (1-11 классов) в учебном процессе, внедрение которых (изданных общим тиражом 70 тыс. экз.) способствовало повышению эффективности подготовки к безопасной жизнедеятельности в школах Алтайского края. В частности, в течение 1990-2001 гг. количество детей, погибающих в течение года на дорогах, сократилось более чем в два раза, количество детей, получающих травмы на дорогах уменьшилось почти в два раза. Количество пожаров, возникающих в Алтайском крае в течение года по причине детской шалости с огнем, сократилось за этот период в 4 раза.

В монографии изложены основные итоги исследования сущности, структуры, закономерностей, целей, содержания, средств, критериев диагностики, педагогических условий воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе, проанализированы особенности культуры безопасности младших школьников, подростков и старшеклассников. В связи с научно-педагогическим характером работы в нее не включены материалы, отражающие некоторые политические, правовые, идеологические, экономические, управленческие, методические стороны анализируемых педагогических процессов и явлений. О том, насколько полно и глубоко раскрыты психолого-педагогические аспекты сложной и малоисследованной проблемы воспитания культуры безопасности, судить читателям. Их замечания и пожелания будут с благодарностью восприняты автором в дальнейшей работе.

 

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Воспитание культуры безопасности школьников как педагогическое явление

1.1. Культура безопасности в содержании образования

1.2. Сущность воспитания культуры безопасности в учебном процессе

1.3. Структура воспитания культуры безопасности школьников

1.4. Закономерности воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе

Глава 2. Технология воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе

2.1. Задачный подход к технологии воспитания культуры безопасности

2.2. Цели воспитания культуры безопасности школьников

2.3. Содержание воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе

2.4. Средства воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе

2.5. Педагогические условия воспитания культуры безопасности школьников

Глава 3. Диагностика культуры безопасности школьников в учебном процессе

3.1. Критерии диагностики культуры безопасности школьников

3.2. Особенности культуры безопасности младших школьников, подростков и старшеклассников

3.3. Влияние учебного процесса на культуру безопасности школьников

Заключение

Литература