Методика преподавания

 

В разделе сайта «Методика преподавания» публикуются результаты научных исследований по методике обучения (прежде всего по методике преподавания ОБЖ, ПДД, БЖД). На текущей странице представлена статья В.Н. Мошкина по методике преподавания истории, подготовленная в 2002 г.

 

 

В.Н. Мошкин

 

Воспитание культуры безопасности на уроках истории

 

Способы организации деятельности школьников с учетом закономерностей воспитания культуры безопасности следующие. 1. Использование категорий БЖД и культуры безопасности («опасность», «безопасность», «риск» и т.д.) для анализа явлений и процессов, изучаемых в учебном предмете (исторических событий, литературных произведений, географических явлений и т.д.) в ходе осмысления закономерностей безопасной жизнедеятельности и процесса становления культуры безопасности личности. 2. Применение научных понятий, изучаемых на уроках разных предметов (физики, химии, биологии, истории, географии и т.д.) для анализа проблем безопасности человека, общества и природы: развития культуры безопасности и контркультуры деструктивности, использования ее достижений при возникновении вредных и опасных факторов жизнедеятельности и т.д. 3. Применение категорий культуры безопасности для анализа художественных образов, эстетических ценностей, мировоззренческих и нравственных взглядов и убеждений, влияющих на безопасность человека и общества. 4. Использование художественных форм познания и деятельности (танец, рисование, пение, художественное слово и т.д.) для осмысления проблем безопасности и формирования практических навыков безопасной жизнедеятельности. 5. Оперирование (анализ, объяснение, трансформация, реконструкция и т.д.) фрагментами культуры безопасности в ходе познавательных и практических действий (математических – на уроках математики, коммуникативных и языковых – на уроках русского и иностранного языков, художественных и эстетических – на уроках музыки и рисования, производственных – на уроках труда и технологии, физических – на уроках физкультуры). 6. Использование учебного материала для анализа и оценки уровня сформированности культуры безопасности школьников.

Логическая схема для изучения научных знаний в аспекте безопасности включает следующие вопросы:

1. Какие опасные и вредные факторы (физические, химические, климатические, биологические, криминальные, техногенные, культурологические, географические, нравственные, политические, экономические, военные, идеологические и т.д.) можно понять на основе данных знаний?

2. Кому или чему (диким животным тайги, природному ландшафту, русскому языку, международному престижу России, конкретному человеку, пенсионерам, крестьянам, жителям Сибири и т.д.) угрожают данные опасные и вредные факторы, которые заметны и понятны при помощи данных научных знаний?

3. Каким ценностям, интересам (жизни, здоровью, экономическому благополучию, нравственности, эстетическим взглядам, культурным ценностям, морально-психологическому климату в коллективе, экологии озера, чистоте воздуха, отношениям между родителями и детьми и т.д.) угрожают негативные факторы, которые заметны и понятны при помощи данных знаний.

4. Какими факторами безопасности (страхование в надежной фирме, услуги надежного банка, помощь милиции, консультация юриста, обращение в общество защиты прав потребителей и т.д.) можно воспользоваться на основе данных научных знаний?

5. Какие меры обеспечения безопасности (прививка против инфекционного заболевания, закаливание холодной водой и т.д.) от негативных факторов могут быть использованы на основе данных знаний?

6. Какие способы (физические, психологические, правовые, технические, медицинские, гигиенические и т.д.) профилактики и минимизации негативных последствий, ущерба могут быть использованы на основе данных знаний?

7. Какие условия и обстоятельства (финансовые возможности, время суток, отдаленные последствия, уровень физической или психологической подготовки и т.д.) необходимо учитывать для эффективного применения знаний в целях безопасности?

8. Как (в секции самбо, на психологическом тренинге, посредством чтения книг Воловича и т.д.) данными знаниями, опытом использования для безопасности можно научиться практически?

9. Какие способности (стерссоустойчивость, проницательность и т.д.) человека необходимы для использования данных знаний в целях безопасности?

10. Какие личные качества (смелость, уверенность в своих силах, готовность к разумному риску и т.д.) необходимы для использования данных знаний в целях безопасности?

Логическая схема для изучения исторического события (периода в историческом развитии) в аспекте безопасности:

1. Где и когда в историческом событии возникла угроза человеку, обществу, природе? (В Германии в январе 1933 г. Гитлер назначен рейхсканцлером, 11 сентября в США был совершен террористический акт и т.д.)

2. Каков источник опасности в историческом событии? (Иностранное государство, мошенники, атомная электростанция и т.д.)

3. Что (опасный или вредный фактор) угрожает в этом событии людям, природе, обществу? (Ураган, наводнение, атомная бомбардировка, падение курса валюты, безработица и т.д.)

4. Кому или чему угрожает данный опасный или вредный фактор? (Людям, группам людей, государству, нации, лесам Западной Сибири и т.д.)

5. Каким интересам, ценностям угрожают данные факторы? (Жизни, здоровью, культурным ценностям, международному престижу, экономическому благополучию, нравственности и т.д.)

6. Каким социальным группам, конкретным личностям было выгодно причинение ущерба? (Военным, криминальным элементам, финансовым структурам и т.д.)

7. Какие социальные группы, конкретные люди препятствовали причинению ущерба? (Крестьяне, держатели акций, члены партии «Зеленых» и т.д.)

8. Какие личностные качества участников события способствовали причинению вреда, ущерба под влиянием данных факторов? (Внушаемость и излишняя доверчивость привели к массовому вкладыванию россиянами денег в МММ и т.д.)

9. Как социальное устройство общества, уровень развития его экономики, культуры, общественных отношений влияли на причиняемый вредными и опасными факторами ущерб? (Отсутствие необходимых норм права ведет к незащищенности пациентов в медицинском учреждении России т.д.)

10. Какие ошибки людей, социальных групп способствовали причинению ущерба? (Люди проголосовали за Гитлера и тем самым способствовали началу мировой войны, гибели людей, в том числе и жителей Германии и т.д.)

11. Какие данные науки, достижения искусства, спорта, идеологии, техники способствовали или использовались для причинения ущерба? (Разработка химического оружия способствовала гибели людей во время войны.)

12. Какие данные науки, достижения искусства, спорта, идеологии препятствовали причинению ущерба? (Данные медицины способствовали профилактике инфекционных заболеваний и т.д.)

13. Какой опыт, знания не смогли использовать люди, общество для профилактики и минимизации ущерба? (Имея информацию о подготовке Германии к нападению на СССР, политическое руководство страны не сумело использовать эти сведения)

14. Как участники событий в обеспечении безопасности использовали опыт предыдущих поколений? (Опыт земельной реформы в России учитывается в современной России, использования в России опыта других стран перехода к рыночной экономике и т.д.)

15. Как участники событий в выживании и обеспечении безопасности применяли опыт других стран и народов? (Опыт борьбы с террористами, накопленный в Израиле, используется в России.)

16. К чему стремились и чего достигли те, кто в историческом событии стремился обеспечить безопасность (личную, общественную)? (Сталин стремился к миру, а на деле началась война с Германией; русские княжества стремились к независимости, а попали под иго захватчиков и т.д.)

17. Какие взгляды, идеалы, убеждения, опыт, привычки участников исторических событий помогали им предупреждать и преодолевать ущерб, потери? (Политическая воля руководителей СССР и США способствовала предотвращению мировой войны во время Карибского кризиса в 1962 г.)

18. Какие взгляды, идеалы, убеждения, опыт, привычки участников исторических событий мешали им предупреждать и преодолевать ущерб, потери (способствовали этим потерям)? (Убеждения руководителей США способствовали началу прямой интервенции США во Вьетнаме и гибели молодых американцев в войне)

19. Какие причины способствовали неправильным стратегиям и тактикам обеспечения безопасности человека и общества? (Религиозные воззрения жителей средневековых государств влияли на представления о причинах болезней и определяли способы поведения при болезни и эпидемиях.)

20. Интересы и действия каких социальных слоев способствовали внедрению в обществе ценностей, идей деструктивности и виктимности в историческом событии, периоде? (Криминальные структуры способствуют повышению престижа воровского образа жизни, проституции, наркомании и т.д.)

21. Какой опыт, знания смогли использовать люди, общество для профилактики и минимизации ущерба?

22. Какие личностные качества участников события способствовали причинению вреда, ущерба под влиянием данных факторов?

23. Какие личностные качества участников события препятствовали причинению вреда, ущерба под влиянием данных факторов?

24. Какие тенденции развития общества способствовали причинению вреда, ущерба под влиянием данных факторов?

25. Какие тенденции развития общества препятствовали причинению вреда, ущерба под влиянием данных факторов?

26. Какие меры по профилактике и преодолению вреда, ущерба предпринимались общественными деятелями, государством, общественными институтами?

27. Какие меры по профилактике и преодолению вреда, ущерба осуществлялись участниками события?

28. Какой вред, ущерб причинен конкретным людям, общественным группам, обществу? (Потеря имущества, крушение идеалов и надежд и т.д.)

29. Какие опасные и вредные факторы были наиболее распространенными, массовыми, губительными (охватывали наибольшую территорию, влияли наибольшее количество лет, затронули интересы наибольшего количества людей, люди и общество оказались наименее подготовлены к ним и т.д.) в изучаемом историческом событии?

30. Как минимизировались и устранялись отрицательные последствия, ущерб? (Борьба с коррупцией в государственном аппарате, обучение населения правилам поведения при стихийных бедствиях и т.д.)

31. Как изменились материальные и идеальные факторы безопасности? (Оснащение новых автомобилей средствами безопасности, принятие новых законодательных актов о безопасности и т.д.)

32. Какие меры приняты для предотвращения причинения подобного ущерба в будущем? (После случаев отравления фальсифицированными продуктами питания приняты меры к усилению контроля за качеством производимых и продаваемых товаров и т.д.)

33. Как изучался позитивный и негативный опыт противодействия влиянию вредных и опасных факторов? (Обмен опытом, изучение зарубежного опыта обществ защиты прав потребителей и т.д.)

34. Какой опыт профилактики и минимизации ущерба получен обществом, конкретными людьми? (В ходе морских плаваний моряки научились бороться с бурями и штормами и т.д.)

35. Как распространялся полученный в историческом событии опыт профилактики и преодоления опасных и вредных факторов? (Опыт борьбы с бедностью и голодом посредством распространения новых сельскохозяйственных культуры – картофеля, томатов и т.д.)

36. Как учитывался в последующих событиях позитивный и негативный опыт влияния вредных и опасных факторов на человека и общество? (В КНР учли опыт СССР в области космонавтики, накопленный за счет гибели людей и т.д., в России пытаются учитывать опыт КНР в предотвращении негативного влияния реформ на экономику, благополучие людей и т.д.)

Обобщенная логическая схема для изучения исторического события (периода в историческом развитии) в аспекте безопасности с учетом вероятности применения опыта (вытекающего из события) в современной жизни:

1. Какие опасные и вредные факторы, возникшие или существовавшие в историческом событии, существуют до настоящего времени? (Атомное оружие, безработица и т.д.)

2. Какие опасные и вредные факторы, возникшие или существовавшие в историческом событии, не существуют в настоящее время, но для появления которых имеются объективные предпосылки? (В настоящее время нет крупных финансовых пирамид типа МММ, но их появление в России через некоторый срок вполне вероятно; Россия обеспечивает незыблемость границ, но военное нападение извне в перспективе возможно и т.д.)

3. Какие явления контркультуры деструктивности, возникшие в историческом событии, существуют до настоящего времени или могут появиться вновь? (Деструктивная идеология претендует на статус государственной, традиции употребления алкоголя, наркотиков, криминальная субкультура и т.д.)

4. Какие социальные факторы безопасности, возникшие в историческом событии, действуют до настоящего времени или могут появиться вновь? (Профсоюзы могут стать вновь реальной силой в борьбе наемных работников за их права, служба пожарной охраны и т.д.)

5. Какой опыт обеспечения безопасности, накопленный в историческом событии, актуален до настоящего времени? (Опыт разрешения национальных конфликтов в России актуален до сих пор, опыт преодоления трудностей в период реформ и социальных потрясений и т.д.)

6. Какие качества личности, влиявшие в прошлом на безопасность человека и общества, влияют на безопасность в настоящее время? (Дальновидность и проницательность политиков, смелость и решительность путешественников, готовность к разумному риску полководца и т.д.)

Логическая схема для методического анализа целей, содержания и средств обучения истории в аспекте воспитания культуры безопасности школьников:

1. Какие события, исторические факты, закономерности, имеющие отношение к проблемам безопасности, выживания человека и общества, предусмотрены к изучению учебной программой по истории?

2. Какие события, исторические факты, закономерности, имеющие отношение к проблемам безопасности, выживания человека и общества, предусмотрены к изучению программами интегрированного обучения ОБЖ, «Здоровье» и др.?

3. Какие события, отражающие вопросы выживания, безопасности человека, общества, рассмотрены в учебнике истории?

4. Какие события, исторические факты, закономерности, имеющие отношение к проблемам безопасности, выживания человека и общества, рассмотрены в исторических хрестоматиях, книгах для чтения для школьников, исторической и иной научно-популярной литературе?

5. Какие события, отражающие проблемы безопасности человека и общества, раскрыты в методическом пособии по истории для учителя?

6. Какие события, отражающие проблемы безопасности человека и общества (изучаемого исторического периода, эпохи), раскрыты в имеющихся в школе популярных книгах, монографиях, сборниках научных статей?

7. Какие события, отражающие проблемы безопасности человека и общества (изучаемого исторического периода, эпохи), раскрыты в литературных произведениях, кинофильмах, картинах, мифах, религиозных воззрениях?

8. Какие события, исторические факты, закономерности, имеющие отношение к проблемам безопасности, выживания человека и общества, использовались ранее на уроках истории учителем?

9. Какими событиями, историческими фактами, закономерностями, имеющими отношение к проблемам безопасности, выживания человека и общества, целесообразно дополнить учебный материал для обсуждения со школьниками при изучении темы?

10. Какие события, исторические факты, закономерности, имеющие отношение к проблемам безопасности, выживания человека и общества, целесообразно использовать для организации самостоятельной познавательной деятельности (написания рефератов, подготовки докладов и т.д.)?

11. Какие события, исторические факты, закономерности, имеющие отношение к проблемам безопасности, выживания человека и общества, целесообразно использовать для проведения дидактических игр?

12. Какие события, исторические факты, закономерности, имеющие отношение к проблемам безопасности, выживания человека и общества, целесообразно использовать для разработки и использования диагностических заданий (для оценки уровня культуры безопасности школьников)?

Некоторые варианты примерных тем для рефератов и докладов школьников по истории в аспекте изучения проблемы безопасности человека и общества (конкретные исторические лица, исторические события, эпохи и т.д. в названиях тем рефератов указывает учитель истории с учетом конкретного содержания обучения, интересов и возможностей школьников, наличия соответствующей научной и иной литературы по проблеме и т.д.):

1. Виктимное и безопасное в жизни и личности исторического деятеля (конкретного ученого, политика, предпринимателя, деятеля искусств, спортсмена и т.д. изучаемой исторической эпохи, исторического события).

2. Роль конкретного исторического лица в профилактике и преодолении вредных и опасных факторов жизнедеятельности человека и общества (в ходе войн, стихийных бедствий, экономических кризисов и т.д.).

3. Развитие социальных факторов безопасности в историческом событии.

4. Развитие опыта обеспечения людьми безопасности и выживания в историческом событии, в исторической эпохе.

5. Развитие материальных средств обеспечения безопасности в историческом событии, в историческую эпоху.

6. Массовое проявление деструктивности и виктимности в историческом событии, в период развития общества.

7. Опыт и творчество народных масс в историческом событии как источник опыта обеспечения безопасности.

8. Классовая борьба как форма проявления законов безопасности жизнедеятельности в исторических событиях.

9. Сопоставительный анализ опыта народов разных стран в обеспечении личной и общественной безопасности.

10. Сопоставительный анализ стратегий и тактик выживания и обеспечения безопасности в различные исторические периоды.

11. Экономические, политические, культурные предпосылки безопасной жизнедеятельности людей в историческом событии, периоде истории народа, государства.

12. Религия как фактор выживания народа, общества, человека в историческом событии.

13. Противоречивость влияния религии, церкви в процессе обеспечения безопасности человека и общества.

14. Отражение исторического опыта выживания и безопасности в мифологии, народной культуре, религии, искусстве.

15. Проблема выживания человека и общества в период войны (экономического кризиса, революции и т.д.).

16. Участие ученых (политиков, религиозных деятелей, полководцев, вождей народных масс, деятелей искусства и т.д.) в обеспечении выживания человека и общества в историческом периоде.

17. Вклад ученых (политиков, религиозных деятелей, полководцев, вождей народных масс, деятелей искусства и т.д.) в развитие опыта выживания человека и общества в историческом периоде.

Типология вопросов и заданий для формирования и диагностики культуры безопасности при изучении истории. Виды заданий по основанию – предмет деятельности школьников при выполнении задания:

1. Историческое событие, анализируемое при помощи понятий БЖД.

2. Период в истории, анализируемый при помощи понятий БЖД.

3. Исторический факт, анализируемый при помощи понятий БЖД.

4. Исторический документ, анализируемый при помощи понятий БЖД.

5. Историческая личность, жизнь и деятельность которой анализируется при помощи понятий БЖД.

6. Историческая закономерность как средство познания исторических аспектов культуры безопасности.

7. Деятельность, способности, личностные качества школьников, анализируемые и оцениваемые в аспекте их влияния на уровень безопасности человека и общества (на основе сравнения с качествами исторических деятелей и т.д.).

Виды заданий по основанию – понятие БЖД, используемое для выполнения задания, поиска ответа на вопрос:

1. Задания, требующие анализа опасных факторов в исторический период.

2. Задания, требующие анализа вредных факторов в исторический период.

3. Задания, требующие анализа характера причиняемого вредными факторами ущерба в исторический период.

4. Задания, требующие анализа причин возникновения вредных и опасных факторов в исторический период.

5. Задания, требующие анализа уровня риска (вероятности возникновения опасного фактора и причинения ущерба) в исторический период.

6. Задания, требующие анализа факторов выживания в исторический период.

7. Задания, требующие анализа социальных факторов безопасности в исторический период.

8. Задания, требующие анализа природных факторов безопасности в исторический период.

9. Задания, требующие анализа проблем безопасности личности в исторический период.

10. Задания, требующие анализа проблем общественной безопасности в исторический период.

Виды заданий по основанию – понятие исторической науки, используемое для выполнения задания, поиска ответа на вопрос:

1. Задания на анализ проблем безопасности в историческом событии (войне, реформе, революции и т.д.).

2. Задания на анализ проблем безопасности в период исторического развития (развития государства, освоения территории, развития искусства и т.д.).

3. Задания на анализ роли личности (государственного деятеля, художника, ученого, полководца и т.д.) в решении проблем безопасности в историческом событии.

4. Задания, требующие анализа роли социальных групп (крестьян, ремесленников, жителей конкретного региона, национальной группы и т.д.) в решении проблем безопасности в исторический период (в историческом событии).

5. Задания, требующие анализа влияния классовой борьбы на решение проблем безопасности в исторический период.

6. Задания, требующие анализа роли государства в решении проблем безопасности в исторический период.

7. Задания, требующие анализа экономических (политических, идеологических, культурологических и т.д.) факторов, отрицательно влиявших на безопасность человека и общества в исторический период.

8. Задания на анализ влияния уровня развития материальной (науки, искусства, религии, спорта, идеологии и т.д.) культуры на решение проблем безопасности в историческом событии.

9. Задания, требующие анализа экономических (политических, идеологических, культурологических и т.д.) факторов безопасности в исторический период.

Виды заданий по основанию – умственное действие, применяемое для выполнения задания, поиска ответа на вопрос:

1. Анализ исторического события (выделение в нем отдельных факторов риска, факторов выживания и т.д.).

2. Определение (явлений и процессов, положительно или отрицательно влияющих на решение проблем безопасности в историческом событии с использованием понятий БЖД и т.д.).

3. Сравнение (роли различных способов выживания в разные исторические периоды, факторов риска в разные исторические эпохи и т.д.).

4. Объяснение (причин возникновения факторов риска, влияния социальных и природных факторов выживания и т.д.).

5. Опровержение (ошибочных взглядов людей в прошлом на проблемы безопасности, наших современников на возможности применения исторического опыта в решении современных проблем безопасности и т.д.).

6. Доказательство (наличия взаимосвязи исторических событий с решением проблем безопасности, влияния личности на безопасность общества и т.д.).

7. Постановка проблемы (о возможности использования исторического опыта выживания в современных условиях, о противоречивой роли революций в выживании общества и т.д.).

8. Выдвижение гипотезы (о влиянии религии, идеологии на готовность человека к выживанию и т.д.).

9. Индукция (обобщение отдельных фактов решения проблем безопасности и формулировка выводов об исторических тенденциях в обеспечении безопасности человека и общества и т.д.).

10. Дедукция (переход от общих законов безопасности к проявлениям этих законов в конкретных исторических событиях и т.д.).

11. Оценка (уровня риска, мер по защите интересов человека и общества, масштабов ущерба и т.д.).

Виды заданий на уроках истории по основанию – источник информации, используемой школьниками для выполнения задания, поиска ответа на вопрос:

1. Задания, предусматривающие осмысление материала учебника истории.

2. Задания, предусматривающие осмысление материала учебников литературы и других школьных учебников.

3. Задания, предусматривающие осмысление научно-популярной литературы по истории.

4. Задания, предусматривающие осмысление исторических документов.

5. Задания, предусматривающие осмысление отрывков из мемуаров.

6. Задания, предусматривающие осмысление материала научных трудов (монографий, сборников статей и т.д.) по истории.

7. Задания, предусматривающие осмысление содержания произведения искусства (литературных произведений, кинофильмов и т.д.).

8. Задания, предусматривающие осмысление фактов местной истории, собранных учащимися.

Виды заданий по основанию – форма выполнения задания:

1. Краткий спонтанный устный ответ по проблеме безопасности.

2. Устный доклад по проблемам безопасности (с использованием записей).

3. Реферат с систематизацией информации по проблеме безопасности.

4. Графическое, схематическое отображение проблем безопасности в историческом процессе.

5. Художественная форма деятельности: рисунок, стихотворение, рассказ и т.д.

6. Практическая форма деятельности: изготовление макета, муляжа, натурального объекта, использовавшегося в прошлом для обеспечения безопасности.

7. Игровая форма деятельности, имитирующая действия исторических лиц по профилактике ущерба, использованию средств обеспечения безопасности.

Виды заданий по основанию – влияние деятельности на школьников:

1. Задания, расширяющие знания школьников о решении проблем безопасности в различные исторические периоды.

2. Задания, стимулирующие школьников к самообразованию в сфере безопасности.

3. Задания, корректирующие знания школьников по вопросам безопасности.

4. Задания, способствующие осмыслению школьниками собственных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, физических и т.д.) к безопасности и выживанию.

5. Задания, способствующие оценке и пересмотру школьниками собственных личностных качеств (нравственных, мировоззренческих, эстетических, правовых взглядов и убеждений), влияющих на безопасность человека и общества.

Виды заданий по основанию – комплексность предмета, средств, способов деятельности школьников:

1. Аспектные задания – предполагается использование отдельного понятия, приема деятельности (Объясните причины распространения наркотиков и т.д.). В задании указываются или подразумеваются конкретные понятие, действие, которые необходимо использовать.

2. Комплексные задания – предполагается применение нескольких понятий, приемов деятельности (Проанализируйте проблему безопасности школьников в связи с распространением наркомании среди молодежи России). В задании указывается предмет (проблема наркомании в обществе) деятельности и аспект (безопасность школьников) его обсуждения.

Изложенные методические материалы являются ориентирами практической деятельности, при использовании которых необходимо учитывать содержание конкретных уроков истории, уровень развития учащихся, особенности факторов риска, с которыми наиболее часто сталкиваются школьники и т.д.